Уважаемые коллеги! Этот сайт на данный момент не поддерживается. Всю актуальную информацию Вы можете найти на сайте oc3.ru.   Перейти на сайт oc3.ru

Увидеть время

П.А.Якушкин, ГОУ СОШ № 1299 г. Москвы,
О.К.Москаленко, А.Л.Прохоров, ООО «ОС3»

Как увидеть время? Когда произносишь эту фразу, невольно представляются песочные часы с быстробегущей струйкой песка – символом утекающего времени и его быстротечности. Время – история. Легко ассоциируемые понятия. История страны, история го-рода, история жизни человека – это всегда интересно. Еще более познавательно увидеть, определить связь между историей страны и историей ученого, между историей города и историей страны, историей двух стран – сделать своеобразный временной срез. Наиболее наглядно увидеть событие, происходившее в одно и то же время в разных странах, в разных областях науки и культуры, истории, возможно применив новые современные технологии. Для визуализации подобных временных процессов фирма «ОС3» разработала новый программный инструмент, позволяющий наглядно показать любой временной срез – «ОС3 Хронолайнер». Он размещен для свободного использования на образовательном портале Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов и разработанные с его помощью примеры иллюстративно-хронологических материалов – Линии Времени, которые призваны помочь учителям и ученикам в процессе обучения.

Линия Времени, в данном случае – это набор данных любого типа по одной тематике, привязанный к шкале времени. Другими словами – это разностороннее описание события, эпохи, картины, периода жизни с точки зрения времени.

С помощью «ОС3 Хронолайнер» Вы можете создать временной ряд любой тематики и протяженности (при этом масштаб шкалы может быть самый разный), например:
• автобиография ученого, художника, писателя, проиллюстрированная фотографиями, видеофрагментами, документами и другими материалами, связанными с его жизнью;
• история развития любой отрасли науки и техники, наполнение каждого события описанием, демонстрацией (иллюстративной, видео или же анимацией);
• хроника исторической эпохи, проиллюстрированная документами, произведениями искусства, характерными для этого времени.


Одной из уникальных возможностей является возможность просматривать и анализировать несколько линий одновременно или же одну и ту же линию, по-разному отфильтрованную в одном окне просмотра. Это позволяет заметить неожиданные взаимосвязи, проследить преемственности, а главное создает ощущение целостности, дает ощущение и понимания переплетенности человеческих жизней, происходящих событий. Например, в 1721 году – подписан Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией и в Санкт-Петербурге по проекту Доменико Трезини построен Аничков мост. В 16 веке, незадолго до правления Ивана Грозного (1533 – 1584 гг.) Леонардо да Винчи – пишет Мона Лизу (1503– 1506 гг.).

Использование программного комплекса «ОС3 Хронолайнер» в учебном процессе позволяет:
• наглядно и структурировано представить учебные материалы учащимся во время ознакомления их с новыми темами (объяснение нового материала учителем или самоподготовка по готовым Линиям Времени);
• актуализировать хронологическую информацию по изучаемому предмету, показать взаимосвязи внутри изучаемой области, провести связи и параллели с другими предметными областями;
• организовать творческую проектную работу учащихся практически по любому предмету, содействовать современному комплексному подходу к обучению.

Работа с подобным инструментом помогает в достижении важнейших результатов обучения:
• умение определять, сравнивать, структурировать отдельные факты и последовательности различных событий, процессов и явлений, используя различные источники информации;
• умение оценивать и объяснять взаимосвязь и взаимозависимость различных процессов и явлений;
• умение применять разнообразные источники информации для составления и корректировки конкретных хронологических последовательностей событий (Линий Времени).

Учебная среда «ОС3 Хронолайнер» помогает показать не только то, как те или иные события, открытия, явления влияли на историю человечества, но и дает возможность учащимся осознать, что и они сами часть Мировой истории, и что все они являются ее и участниками, и созидателями.

На сегодняшний день существует две версии «ОС3 Хронолайнер» – версия 1.0 (находится на образовательном портале Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов) и новая его версия 1.5, в которой появились возможности:
• сохранение результатов работы по визуализации (Линий Времени) в виде проекта (сохранение всех настроек, произведенных при совмещении нескольких линий, примененные фильтры, элементы оформления, раскраски, шрифты и т.д.);
• сохранение проекта визуализации Линий Времени в отдельном графическом файле;
• работа с большим объемом и количеством медиафайлов и с короткими временны-ми отрезками, порядка микросекунды.
Увидеть время – с одной стороны, это, конечно же, метафора. Остановить время не-возможно. Но, временной срез можно запечатлеть. С помощью «временных записей», рисунков и фотографий, кино и видеофрагментов, и т.д. С другой стороны, теперь можно увидеть временные процессы в развитии, в комплексе, с нужным масштабом рассмотрения, с любым количеством совершенно разнообразных иллюстраций. Можно увидеть любой миг, каждую минуту, час, век или даже геологическую эпоху. Во все времена человеку было интересно не только само событие, произошедшее когда-то в глубине истории, но и узнать о нём, как можно больше, посмотреть весь процесс в развитии, увидеть и сопоставить то, что происходило в это же время в другом месте. Развитие современных технологий позволяет это сделать.

Возврат к списку